(30 июля 2015) Две хорошие новости, которые стоит узнать о Музее эрзянской культуры в городе Лукоянове. Первое: он существует, что само по себе немало, ведь это единственный в России музей, посвящённый исключительно эрзянам – части мордовского народа.
— Вот они, вот они, мои хорошие. Ждут нас, перезимовали, не потемнели, праздника ждут, людей в гости, – художник Николай Аношкин ускоряет шаг, пробираясь среди высокой травы и сухоцвета к деревянным фигурам, стоящим посреди поля. Мы находимся в Лукояновском этнопарке, посвящённом эрзянской культуре, и идолы встречают нас, готовясь поделиться своими секретами.
Две хорошие новости, которые стоит узнать о Музее эрзянской культуры в городе Лукоянове. Первое: он существует, что само по себе немало, ведь это единственный в России музей, посвящённый исключительно эрзянам – части мордовского народа. Второе – атмосфера там до того сказочная, что когда попадаешь на территорию, кажется, что время остановилось и ты оказался в чистом поле среди древних языческих идолов, которые пристально наблюдают за тобой, оценивая, что за смертный к ним заявился.
На этом, правда, сказка заканчивается и начинается проза жизни. Музей расположен в Нижегородской области, в небольшом городке Лукоянов,единственной примечательной вещью в котором является то, что Александр Сергеевич Пушкин был когда-то помещиком именно местного уезда. Теперь к достопримечательностям добавились единственные в России музей и этнопарк, посвящённые народу эрзя. Последнее, по утверждению его создателя, Николая Ивановича Аношкина, в должной мере не ценится местной властью.
– До 7 лет, пока не настала пора в школу идти, я ни слова не знал по-русски, – рассказывает он, – родился и вырос в эрзянской деревне Шерстино Гагинского района, что недалеко от Лукоянова. В советское время работал художником-оформителем, а в перестройку мы вместе с режиссёром Михаилом Савлевым решили попробовать создать эрзянский музей. Первые экспонаты помогали собирать местные краеведы и нижегородские этнографы.
Музей был создан в 1992 году и долгое время существовал при Лукояновском Доме культуры. Но пару лет назад его перенесли, сделав частью местного этнографического музея, где ныне и ютится Николай Иванович вместе со своими экспонатами, сиротливо и плотно развешанными в коридорах помещения. Деревянные маски и обереги, детские игрушки и костюмы, приворотные травы и даже эрзянские утюги – это неполный список экспонатов, представленных на выставке. Уже больше двух лет экспозиция находится в состоянии вялотекущего переезда, и, как признаётся её создатель, едва ли в нынешнем помещении удастся разместить всё. Однако этнографа и художника это не останавливает, и Николай Иванович собирается продолжать свои изыскания, чтобы и дальше пополнять коллекцию. Большую часть оформления – картины, деревянные рамы, стенды и даже копии ритуальных предметов он сделал собственными руками. Экспонаты для коллекции собирал много лет, по всей Нижегородской области, где испокон века живёт мордва.
Добираться до этих редкостей – испытание для сильных духом. В общей сложности дорога от Нижнего до музея займёт около четырёх часов, а до этнопарка – ещё дольше. Выезжать лучше ранним утром. Электричка в Лукоянове – зверь невиданный, так что ехать придётся около трёх часов на маршрутке. А чтобы увидеть не только музей, но и этнопарк, придётся пересесть на автобус в сторону села Новосёлки. Остановки возле этнопарка нет, он возникает неожиданно на обочине дороги, так что смотрите внимательно и, по совету служащих музея, увидев идолов, кричите водителю, чтобы остановил.
Выйдя из автобуса, вы окажетесь в чистом поле, попав под прицел десятков вырезанных в дереве глаз. Эрзянские идолы уже вас приметили и ждут, когда вы подойдёте ближе. Здесь статуя и эрзянской Жанны д’Арк – Алёны Арзамасской, и других народных героев, а также монумент духам предков и даже сам верховный бог Инешкипаз со своими помощниками.
Около десяти лет Николай Аношкин вырезал их вместе с сыном. Каждый год деревянная компания пополняется новыми участниками. В июле здесь проходит праздник-фестиваль эрзянской культуры «Лисьмапря» («Эрзянский родник»). Местность оглашается песнями, смехом, музыкальными переливами. Гостей угощают блюдами эрзянской кухни, знакомят с традициями, обрядами и музыкальной культурой этого древнего российского народа.
В остальное же время в этнопарке пустынно. Колышется на ветру трава, чирикают птицы среди редких берёз на обочине. Изредка останавливаются машины, местные жители приезжают сюда, чтобы набрать воды из родника, который находится прямо на территории музея-заповедника. Говорят, местная вода не только очень вкусная, но и обладает целебными свойствами, а также придаёт путнику сил и энергии. Утолив жажду, садишься у подножия одной из деревянных фигур или просто в колкую, выгоревшую траву и прислушиваешься. Дремотное чувство покоя охватывает уже через несколько минут, и кажется, что духи эрзянских предков тихо перешёптываются друг с другом и с природой, зорко глядя вокруг, охраняя эту землю от всякого лиха. – «Смотри, добрый знак, – Николай Иванович указывает на трясогузку, усевшуюся на голове у Алёны Арзамасской, – видишь, сидит, не улетает? Это значит, что духи здесь, парят над нами, оберегают».
Маленькая птица смотрит на нас снизу вверх, вертится на все четыре стороны и чирикает отрывисто, значительно, будто объясняя что-то.
http://finnougoria.ru