(18 июля 2016) Более 15 лет в Бугульминском районе Татарстана на базе средней общеобразовательной школы № 11 действует кружок мордовского языка «Помни и знай свой край родной». В 1998 года там же была открыта мордовская воскресная школа.
Оптимальные условия для сохранения и развития самобытной культуры, искусства, языка и литературы, традиций и обычаев любой национальности — вот что делает воскресную школу не только центром образования, но и клубом по интересам, уверены педагоги. Ведь в одном классе рядом могут находиться дошколята и школьники, их родители, пенсионеры, все те, у кого есть настоятельная потребность в знании родного языка, в общении и духовном обогащении.
Объединяя воспитательный и образовательный процессы, преподавание включает в себя не только стандартные учебные программы, но и обучение по авторской программе. В группах занятия проводятся на диалоговом уровне в виде игр, постановок бытовых сцен, разучивания стихов и песен. Зачастую преподавателю приходится на основе знания национального языка учить малыша русскому, чтобы ему было легче адаптироваться в общеобразовательной школе.
Некоторые ученики являются студентами гуманитарных факультетов Саранских ВУЗов и делают свои курсовые работы на базе информации, полученной в воскресной школе.
В ноябре 2002 года в Казани проходила Всероссийская конференция «Языки народов Российской Федерации — государственное достояние России». В ней приняли участие представители 40 регионов, в том числе воспитанников бугульминской школы.
Прекрасное начало живому и дружескому общению представителей мордовской диаспоры, положенное в 1998 году, должно получить свое развитие. Школу посещают 15 учеников.
Задачи мордовской школы:
- Овладение учащимися навыками осознанной мордовской речи
- Знакомство с грамматическими и морфологическими, синтаксическими категориями в мордовском языке
- Знакомство с историей своего народа, с его культурой, фольклором, бытом
- Воспитание интереса детей к искусству мордовского народа, к его истокам
Раиса Иванова работает учителем мордовского языка и литературы с 2009 года. Общий педагогический стаж — 33 года. Ведет уроки мордовского языка и литературы во 2-11 классах.
За свою работу отмечена:
- Почетной грамотой Администрации Бугульминского района и города Бугульмы в 2009 году.
- Почетной грамотой Министерства образования Республики Татарстан за подготовку победителя Республиканской олимпиады школьников по мордовскому языку и литературе в 2009 году;
- Почетной грамотой Министерства образования Республики Татарстан за подготовку победителя Республиканской олимпиады школьников по мордовскому языку и литературе 2010 году
Почетной грамотой Министерства образования Республики Татарстан за подготовку победителя и призеров Республиканской олимпиады по мордовскому языку и литературе 2011году
- Почетной грамотой Министерства образования и науки Республики Татарстан за подготовку победителя Республиканской олимпиады школьников по мордовскому языку и литературе в 2012 году;
- Почетной грамотой Министерства образования и науки Республики Татарстан за подготовку победителя ;по мордовскому языку и литературе в 2013году.
- Дипломом 1 степени Министерства образования и науки Республики Татарстан в акции- конкурсе» На этой неделе в гостях у…»
- Грамотой председателя СПО учреждений образования Бугульминского муниципального района за 2 место в соревнованиях по шашкам среди работников дошкольных и образовательных учреждений Бугульминского муниципального района РТ
- Благодарственным письмом Министерства образования Республики Мордовии за подготовку учащихся в конкурсе на лучшее исследовательское сочинение «Наши истоки» посвященного1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства.2010год
- Благодарственным письмом управления образованием исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, за большой вклад в развитии национального образования. 2010год
- Благодарственным письмом Поволжского центра финно-угорских народов за активную и плодотворную работу по возрождению и развитию культуры, традиций и языка мордовского народа. 2011год
- Сертификатом Министерства образования Республики Мордовия 6 Всероссийской научно-практической конференции» Этнокультурное образование: опыт и перспективы» 22 ноября 2013 года г. Саранск
В интервью Раиса Михайловна рассказала о своих, годами проверенных, методах воспитания:
«Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам к своей Родине. Уже с первых дней пребывания ребенка в школе, необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по воспитанию любви к своей Родине к своему краю, своим близким. Ребенку необходимо прочувствовать свою сопричастность к окружающей действительности и историческому прошлому. Для эффективной работы по воспитанию патриотизма необходимо вовлечь каждого ребенка в интересную работу, которая бы показала значимость и необходимость участия каждого.
В своей работе я осуществляю это через проектную деятельность. Вот несколько наглядных примеров из моего опыта. Во втором классе учащиеся собирали материал о своих родственниках—участниках Великой Отечественной войны, делали обобщения, учились защищать свою проектную работу, пока на уровне класса. В третьем классе дети собирали материал о детстве своих бабушек и дедушек. а затем со своими проектами выступали на семейных праздниках перед родителями. А ученик 6 класса Абалаков Николай одержал победу со своим проектом «Наши истоки» г. Саранск. Был награжден дипломом победителя и памятными подарками.
Неоценимую помощь в воспитании патриотизма оказывают экскурсии в местный краеведческий музей г. Бугульмы. Во время одного из посещений сотрудник музея рассказала детям об уроженцах нашего города, села —защитниках Ленинграда. Там же воевал и прадед ученицы нашей воскресной мордовской школы. Дети заинтересовались этим фактом, им захотелось узнать об этом подробнее. На семейный праздник мы пригласили бабушку ученицы и попросили рассказать о своем отце.
На детей ее рассказ произвел большое впечатление. Я предложила ученице собрать весь материал, проанализировать его, сопоставить факты, добавить фотоматериалы и оформить проект. Получилась замечательная работа «Мой прадедушка-защитник Ленинграда». Эта проектная работа была отправлена на всероссийский конкурс –викторину «Я помню! Я горжусь!». Моя ученица Батаева Дарья заняла 2 место.
В преддверии большого события в жизни республики Мордовии 2012 год -1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, мы провели праздник совместно с родителями на тему : «Мокша и эрзя. Традиции мордвы». Возникла идея спроектировать, смоделировать костюмы народов г. Бугульмы: эрзянский, русский, татарский и нарядить кукол. Проект назвали: «Мы — единая семья». Результатами этих проектов стали не только творческие работы, но и величайший интерес к историческому прошлому Родины.
Сейчас в наших планах создание проекта «Фрагмент мордовской избы». Интересная проектная работа, в которую вовлечен каждый ребенок, способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, толерантность.
Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде, воспитывает отзывчивость, стремление помочь товарищу.
А родители моих учащихся-это единомышленники, которые не только поддерживают нашу деятельность, но и сами идут к нам с предложениями и идеями. Идеями, которые потом воплощаются вот в такие результаты:
— олимпиады
Учебный год | Уровень | Результат |
2009-2010 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по мордовскому языку и литературе | Купинов Андрей 10 класс – 1 место |
Республиканский этап Всероссийской олимпиады по мордовскому языку и литературе | Купинов Андрей 10 класс, — 2 место | |
2009-2010 | 13 Межрегиональная олимпиада школьников по мордовскому языку и литературе | Игнатьева Екатерина 10 класс—2место |
2011-2012 | Муниципальный этап республиканской олимпиады школьников по мордовскому языку и литературе | Сабанов Николай 9 класс — I место Игнатьева Екатерина 1 место |
Республиканский этап Всероссийской олимпиады школьников по мордовскому языку и литературе | Сабанов 9 класс — 2 место | |
14 Межрегиональная олимпиада школьников по мордовскому языку и литературе | Сабанов Николай 9 класс-2 место | |
2012-2013 | Муниципальный этап республиканской олимпиады школьников по мордовскому языку и литературе | Игнатьева Екатерина — I место 11класс.Алексеева Анастасия-1 место 9 класс.Юдина Анастасия 8 класс -1 место |
Республиканский этап Всероссийской олимпиады школьников по мордовскому языку и литературе | Игнатьева Екатерина 1 место11класс,Алексеева Анастасия-1место -9класс Юдина Анастасия 2 место -8 класс | |
15 Межрегиональная олимпиада по мордовскому языку и литературе | Игнатьева Екатерина 11класс, 1 место по эрзянскому языку,1 место по творческой секции по мордовскому языку и литературе | |
2013-2014 | Муниципальный этап республиканской олимпиады школьников по мордовскому языку и литературе | Давыдов Анатолий 1 место 11 класс ,Абалаков Николай 1 место 9 класс,Лунева Екатерина 1 место -7класс |
Республиканский этап Всероссийской олимпиады школьников по мордовскому языку и литературе | Давыдов Анатолий, 11 класс- 1 место,Абалаков Николай -9класс 1 место,Лунева Екатерина 7класс 1 место |
Позитивный социальный опыт мои учащиеся приобретают во внеурочной деятельности в рамках работы воскресной мордовской школы. Любой человек будь он педагогом, руководителем страны, родителем, задумывается о будущем. Как оно сложится, зависит от подрастающего поколения, от уровня его воспитанности и образованности, от того какие приоритеты в своей жизни он выберет.
Главное для меня, как учителя воскресной мордовской школы– создание условий для формирования и развития интеллектуально образованной, гармонично развитой, физически и духовно здоровой личности. Учащиеся воскресной школы—это дети, рожденные в 2000-2002 годах, это дети 21 века. Изменения, происходящие в современном стремительном мире, не могли не сказаться на их психофизическом развитии.
В своей работе использую индивидуальный подход к ребенку с учетом его психофизиологических особенностей. Работу провожу не только через теоретические занятия, но и через практико – ориентированную деятельность, что позволяет на себе почувствовать будущие отношения, с которыми они встретятся во взрослой жизни. Я верю в каждого ученика, стремлюсь в каждом найти то главное, что раскроет в полном объёме все его качества личности.
Как учитель воскресной мордовской школы я решаю задачу создания условий для профессионального самоопределения старшеклассника, воспитание человека, готового к само-строительству собственной жизни, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную жизненную позицию.
Результатом моей работы является то, что воспитанники растут самостоятельными, психически уравновешенными, физически здоровыми, успешными и уверенными в себе. Моих учеников отличают внутренняя и внешняя дисциплина, умение жить в коллективе, активное участие в делах школы.
Дипломом 1 степени была награждена Игнатьева Екатерина в 14 межрегиональной олимпиаде школьников на творческой секции по мордовскому языку 2011 год, Давыдов Анатолий Дипломом 2 степени в 15 межрегиональной олимпиаде школьников на творческой секции по мордовскому языку и литературе, Всероссийская конференция исследовательских работ учащихся по эколого-этнографическому проекту» Дерево Земли, на которой я живу» Ткачева Анастасия и Хуббаттулина Карина стали лауреатами 3 степени.
Я активно привлекаю и родителей к участию в делах воскресной мордовской школы, заинтересовывая их жизнью детей после уроков, строю работу с родителями так, чтобы семейное воспитание находилось в гармонии с системой воспитания воскресной мордовской школы».
Информационный Центр ДДнТ