(24 октября 2017) На экспозиции «Там, где пишут историю судеб…», открывшейся в краеведческом музее имени Воронина к 100-летию создания Республиканской службы ЗАГС, можно увидеть не только бланки официальных документов, но и узнать немало любопытного.
Как пояснила сотрудница музея Нина Носарева: «До середины 1930-х годов многие люди, следуя традициям предков, наряду с гражданской регистраций совершали обряд церковного венчания. Потому на выставке мы разместили подлинные головные уборы, использовавшиеся при заключении брачных уз в церкви».
Кстати, в любые времена также соблюдался ещё один церковный обряд – крещения, для которого для младенца шилась специальная «торжественная одежда». И на выставке есть подлинное крестильное одеяльце. Жалко, не указано, кем оно передано в музейные фонды. Но музейщики рассказывают: мама новорожденного из старинного старошайговского села Новотрицкое, чтобы придать праздничную значимость крестильному одеялу, сама расшила его края кружевами. А кружева те отпорола от наряда, каким-то образом доставшегося ей от знатной барыни.
Но, пожалуй, наибольшее внимание привлекают свадебные платья и костюмы от начала ХХ в. до наших дней.
Рядом свадебный сюртук известного живописца Федота Васильевича Сычкова, подлинное приглашение на его свадьбу с питерской барышней Лидией Васильевной Анкудиновой, и часть её приданого – кофейный сервиз из фарфора, что и по тем временам считалось роскошью, но полезной. Поскольку хрупкой посудой потом пользовались, то сохранился не весь набор.
В другой витрине – изысканное, чудом сохранившееся, платье новобрачной. «Его нам предоставили коллеги из Ельниковского района, — уточняет Нина Носарева.– В нём, как свидетельствует соответствующая запись, в 1918 г. учительница Мария Васильевна Кашина выходила замуж за хлебопашца Дмитрия Михайловича Лукина.
Среди интеллигенции, судя по всему, уже тогда появилась мода: невеста – в белом, жених – в чёрном. Цветовые традиции долго поддерживались, а вот фасоны менялись. Например, в конце 1960-х – начале1970-х прошлого года подол свадебных платьев кардинально укоротился до выше колен.
Свадебных одеяний сравнительно недавнего прошлого в музейном собрании нет. Потому, по секрету признались сотрудники, кое-что пришлось поискать в собственных «сундуках».
«В начале 1980-х, — вспоминает зав. отделом Светлана Телина, — найти готовый наряд было весьма проблематично. В ЗАГСе будущим супругам выдавали талон в свадебный салон, которые не баловали ассортиментом. Помню, я ездила в Москву, купила там кружево и из него придумала себе платье в пол».
Наверное, благодаря профессиональному бережному отношению к прошлому Светлана Анатольевна и сберегла для истории свой кружевной наряд, и костюм (на сей раз серого цвета) с галстуком, в котором она выходила замуж за нашего коллегу – Игоря Телина в 1984 году.
Есть забавные снимки сельских свадебных «кортежей» второй половины 1970-х, где жених и невеста в гипюровой фате, а следом – толпа праздничных гостей, причем все – в резиновых сапогах. На другой фотографии молодые супруги из ичалковского села Лобаски – Тамара Ивановна и Евгений Иванович Бибанины, сыгравшие свадьбу зимой 1946 года. Одеты как положено, она – в светлом, он – в темном, и оба в валенках, тоже, соответственно, белых и черных.
Молодой сотрудник музея Евгений Наумов разыскал в семейном архиве целый альбом фотоснимков с празднования бракосочетания родителей.