(22 июня 2021) В рамках проведения Республиканского праздника мордовской (эрзя) культуры «Балтай» в онлайн-формате, знакомимся с мордовским национальным блюдом «Кулага» и продолжаем цикл публикаций о народной традиционной культуре мордвы Лениногорского района.
1) В 11:00 — Мастер-класс по приготовлению мордовского национального блюда «Кулага».
Кулага— восточнославянское народное кисло-сладкое блюдо из ржаной муки и солода, мучная каша. Существует в двух вариантах: настоящая кулага с калиной и кулага ягодная по-белорусски. По внешнему виду кулага напоминает густую кашу — её можно резать ножом. Цвет кулаги золотистый, кремово-розоватый. Подают кулагу холодной. Была как будничным, так и обрядовым и праздничным блюдом, в Белоруссии традиционно готовилось на Ивана Купалу.
Есть подобное кушанье и у мордовского народа. Кулага — старинное мордовское десертное блюдо, которое теперь уже редко кто готовит. Настоящая кулага готовится из ржаного солода, ржаной муки и калины, без всяких добавок сладких пищевых продуктов: сахара, меда. Солод разводят кипятком, дают настояться 1 час, затем закладывают вдвое большее количество ржаной муки, замешивают тесто и дают ему остыть до теплоты парного молока (28—25 °С). Затем заквашивают ржаной хлебной коркой и ставят в протопленную печь на несколько часов — обычно с вечера до утра (то есть на 8—10 часов). При этом посуду плотно закрывают и замазывают тестом для полной герметизации. Кулага создается в процессе сдержанного брожения без доступа воздуха со слабым нагреванием
Ознакомится с материалами можно по ссылкам, указанным ниже.
Видеоматериал размещен в Youtube ГБУ «Таткультресурсцентр», Инстаграм ГБУ «Таткультресурсцентр»
2) В 13:00 — Видеоролик о истории и традициях мордовского национального праздника “Балтай”.
Происхождение праздника связывают с именем деда-отшельника (ведуна, жреца) Балтая, жившего у родника в лесу у села Мордовская Кармалка (его вода, по словам местных жителей, до сих пор исцеляет людей), который однажды, чтобы позабавить детвору, нарядил себя кленовыми ветками и как медведь — хозяин леса прошел по деревне, заглядывая в каждый угол. Так появился праздник Балтай.Праздник существует свыше 100 лет. В этот день мордва вспоминают своих предков, первыми переселившихся на эти земли, владычицу лесов Виряву и хозяина леса Медведя.
Особенностью этого праздника является древнейший обряд связанный с ряженьем в медведя. По жребию среди участников праздника выбирают мужчин, которые будут «медведями». Кленовыми ветвями обряжают медвежью семейку — «медведя», «медведицу» и «медвежонка». Водят по селу под эрзянские песни. По обычаю, этот праздник отмечается в первое воскресенье после Святой Троицы. Каждый Балтай завершается богатым застольем и праздничными мероприятиями с участием различных мордовских фольклорных коллективов.
Видеоматериал размещен в Youtube ГБУ «Таткультресурсцентр», Портал Ассамблеи и Дома дружбы народов Татарстана
3) В 15:00 — Мордовский свадебный обряд в исполнении народного фольклорного ансамбля “Эрзянка” г.Лениногорск.
Современное мордовское бракосочетание, обычаи которого включают угощение кашей и расплетение невестой косы, сопровождается причитаниями. Кашу невесте приносят родственники, она ее пробует и причитает о том, что скоро ей предстоит покинуть отчий дом. Невеста продолжает причитать и после того, как гости, угощавшие ее кашей, покинут дом. В этот момент она сама или с помощью матери расплетает косу и повязывает голову алой лентой.
Непосредственно за день до свадьбы девушка с родителями очищает сундук от нечистой силы и укладывают в него следующие вещи. В центр сундука кладут каравай, на него монетку. Монетки укладывают и по углам сундука. Не забывают положить в сундук лапти, чашку и ложку.
Мордовская свадьба обряды включает в зависимости от местности проживания молодоженов. Но торжество неизменно проводится как в доме девушки, так и у жениха. В родительском доме девушки в окружении подруг ждет появления жениха в коридоре. После выкупа гости со стороны жениха приглашаются в дома и все садятся за стол. Прежде, чем отправиться на венчание, девушка просит благословения у своих родителей.
После венчания свадебное торжество продолжается в избе жениха. Перед благословением родителей жениха, разбивается глиняный кувшин, под ноги молодых бросают зерна пшеницы. После праздничного застолья свекровь подходит к невестке и говорит ей особенные слова. Этот обряд символизирует о том, что теперь в этой избе раньше всех вставать и позже ложиться спать будет именно молодая жена.
Видеоматериал размещен в Youtube ГБУ «Таткультресурсцентр», Инстаграм ГБУ «Таткультресурсцентр», Портал Ассамблеи и Дома дружбы народов Татарстана
Подробнее с графиком мероприятий в онлайн формате можно ознакомиться в статье на портале Дома Дружбы народов Татарстана.
Каждый гость сможет прикоснуться к самобытности праздничного действа.
Публикации материалов на площадке праздника выкладываются с хэштэгом #балтай2021онлайн
Организаторами праздника «Балтай» выступают Министерство культуры Республики Татарстан, Ассамблея и Дом Дружбы народов Татарстана, Таткультресурсцентр, Региональная общественная организация «Национально-культурная автономия мордвы Республики Татарстан», Лениногорский муниципальный район РТ.
Любовь Тукаева,
Информационный центр ДДнТ