(9 января 2021) Чем обувь народов, проживающих в нашей историко-этнографической области: русских, татар, чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов — была схожа, а чем различалась? Разобраться в этом нам помогала директор этнографического музея КФУ Елена Гущина.
А вы тоже, как и я, думали, что лапти — это обувь русских, а кожаные сапоги носили в основном татары?
«Это распространенный стереотип! – восклицает Елена Гущина, директор этнографического музея КФУ. – В действительности и лапти, и сапоги, и валенки были у каждого народа, проживающего в Поволжье. И вообще, люди, населяющие одну территорию, живущие в одинаковых погодно-климатических условиях, в культуре и в быту имеют гораздо больше общего, чем отличного».
Обувь дружбы
— Получается, что все, кто жили на этой территории, носили на ногах примерно одно и то же?
— В целом, обувь народов среднего Поволжья можно разделить на три группы: лыковая, кожаная и валеная. Проще говоря, лапти, сапоги и валенки. Были, конечно, у разных народов различия в способах плетения лаптей, например, но носили их абсолютно все.
— Это потому что народы влияли друг на друга?
— Межэтнические контакты, видимо, тоже способствовали, но самое главное – мы проживаем в одних погодных условиях, в одном географическом пространстве. Проще говоря, что в этой местности растет, из того и делают одежду. Поэтому изготавливают ее из одних и тех же тканей. Но обувь, на мой взгляд, это наиболее показательный элемент костюма — тот, который всех роднит и вполне может символизировать дружбу наших народов! Вариации лаптей, сапог и валенок, конечно, существуют, но не столько от народа к народу, а в соответствии с уровнем достатка тех или иных групп, в зависимости от близости к городу и так далее. Вообще, бытовая культура очень рациональна: что удобно, комфортно, экономично, то и приживается.
Плетут все!
— Я правильно понимаю, что и лапти пользовались популярностью из-за дешевизны и простоты изготовления?
— Лапти – это будничная обувь, которую носили крестьяне всех национальностей. Слышали такую русскую пословицу «Жизнь прожить, не лапоть сплести»? Так говорили, подчеркивая контраст — жизнь прожить тяжело, сколько трудностей выпадает на крестьянскую долю, а вот лапоть сплести просто. Все этим занимались, и каждый знал технологию, особого навыка не требовалось. В определенное время в году вся семья выходила заготавливать лыко. Помните еще одну поговорку: «Ободрать как липку»? Потому что с молодой липки обдирали наиболее мягкое, пластичное лыко, пригодное для плетения лаптей. Лапти из липового лыка были самыми прочными и мягкими. Хотя плели обувь и из коры и подкорья, многих других лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты.
И, кстати, хоть и считалось, что плести лапти дело мужское, женщины занимались им с легкостью, правда, было принято подтрунивать над этим. Но инвентарь для изготовления этой обуви требовался минимальный – колодка и кочедык, небольшой изогнутый крюк-шило. Финно-угорские народы вообще делали лапти по одной колодке, что на правую ногу, что на левую. Это очень удобно: лапти стираются очень быстро, в страду, когда много ходишь, их можно было износить за один день! А ведь у каждого свои анатомические особенности, кто на какую ногу припадает, кто как шаркает. Так что, если один лапоть стерся, можно его просто взять и заменить любым из другой пары.
— А у других народов были по две колодки, на правую и на левую ногу?
— Да, но русские, например, в определенный момент переняли эту финно-угорскую манеру, очень это было удобно. Правда, хоронить и свадьбы играть продолжали в своих традиционных. Это к вопросу о взаимовлиянии, людям свойственно оптимизировать отельные элементы материальной культуры, но в обрядовой жизни классические русские лапти сохранялись.
— Вы упомянули, что у разных народов различался способ плетения…
— Да. Сколько лыка использовали для плетения, какие борты, носочек. У удмуртов принято было делать треугольный носочек прямым плетением, марийцы сочетали плетение прямое и косое. Русские мастерили лапти с высокими бортами, используя прямое плетение. Борта у разных народов различались по высоте. На лаптях были оборы – шнурки из лыка, которыми фиксировали портянки, онучи или чулки, ведь на босую ногу эту обувь очень редко надевали.
Еще делали высокие сапоги из лыка, у нас в музее есть марийские, но встречались такие и у других народов. А в праздничные лапти, для красоты, могли вплетаться яркие шерстяные нити.
— Праздничные лапти?
— Конечно, не у всех же достаток позволял иметь туфли, сапоги или калоши.
Мотали всю ночь до утра
— А лапти — это только летняя обувь?
— Те, кто не мог себе позволить что-то более основательное, ходили в лаптях и зимой. Подкладывали солому, холщовые портянки меняли на суконные, и вперед. А когда распутица, к лаптям приделывали специальные деревянные подошвы, которые назывались ступни. И по грязи легче идти, и промокаешь меньше. А заматывание онучей, полосок ткани шириной примерно 30 сантиметров, на которые надевали лапти, было отдельным искусством! Онучи делали из белой или черной ткани и, наматывая особым образом, сочетая их, получали красивые узоры.
Макар Евсеевич Евсеев, исследователь мордвы, этнограф, собиратель коллекций для музеев России, сетовал, что в музейной статике очень сложно передать всю эстетику национального костюма. В одном из его писем Могилянскому, заведующему отделом этнографии Русского музея, сейчас это Российский этнографический музей, есть такие строки: «Вы пишете, что все мордовские коллекции пока находятся в сундуках, для их раскладки у вас сейчас нет места… Ну когда же будет место? Как предполагаете расположить их? Например, мордовские женщины придают особое значение искусной повязке головного убора и красивому обуванию ног. В Темниковском уезде накануне праздника нередко эрзянские девицы и молодые женщины целые ночи проводят за тем, чтобы как можно красивее обуть свои ноги. По нескольку раз обуваются, разуваются и вновь обуваются. Можно ли дать хотя бы некоторое понятие об этом труде раскладкой портянок и обуви?» Целую ночь, представляете?! Вот фотография с мордовской свадьбы, видите, насколько ровно забинтованы ноги девушек? Даже в щиколотку подкладывали специальное сукно, чтобы ровнее замотать. Это символизировало стволы березы, которые корнями уходят в землю и оттуда черпают свою силу.
— А у татар тоже были онучи?
— Они их практически не носили, надевали лапти на чулки, которые назывались – тула оек. Интересно, что по свидетельству Николая Иосифовича Воробьева, этнографа, занимавшегося изучением материальной и духовной культуры казанских татар, у этих тула оек было и обрядовое значение. Невеста дарила такие чулки жениху, и он должен был надеть их, когда шел к ней в первый раз, свататься, и потом больше никогда их не носить. Эти чулки делали красивыми, чем-то напоминающими татарские сапоги ичиги. Но такие суконные чулки носили не только татары, но и финно-угорские и другие тюркские народы.
Сапоги прадеда
— У вас в экспозиции есть и кожаная обувь?
— Да, конечно. Но, вообще, кожаных сапог не так уж и много в музеях.
— Почему? Это же более долговечная обувь и вроде бы должна дольше сохраняться…
— Сапоги очень ценились, долго оставались актуальными, и отдавать их никто не спешил. Бывало, когда сапоги были одни на всю деревню, их брали в аренду по особым случаям, на свадьбу, например! Евгений Прокопьевич Бусыгин, советский и российский этнограф, профессор нашего университета, как-то в одной из экспедиций в селе Успенка Саратовской области встретился с колхозником Прокопьевым, который показал ему прекрасно сохранившуюся пару со словами: «Сапоги-то мой прадед купил, а я их донашиваю!».
— То есть это было четвертое поколение, кто их носил?!
— Этот случай произошел в 50-е годы прошлого столетия, крестьянину было на тот момент 75 лет. Получается, с середины XIX века те сапоги сохранились в прекрасном состоянии. Конечно, с ними никто не торопился расставаться… Если костюм можно сшить новый, лапти нетрудно новые сплести, то кожаную обувь берегли. Те сапоги, что представлены в большинстве музеев, это фабричная работа 20 — 30-х годов ХХ века, когда уже открылись фабрики, как у нас в республике в Арске.
— Там делали фабричные ичиги?
— Да, ведь татарские сапоги были весьма знамениты, их даже во Францию отправляли в качестве подарка! Но у нас в экспозиции представлены несколько пар ичигов ручной работы, которым более ста лет. Например, мужские на мягкой подошве, которые на улице обязательно носили с галошами из более грубой кожи, а входя в дом, галоши снимали. Сапоги делали из тонкого козьего или овечьего сафьяна. Сами мужские ичиги были однотонными, красными, например, как у нас, с отворотом на голенище из кожи другого цвета, у нас — зеленый. Сшивались уникальным ровным швом, за который казанские ичиги и прославились. А пяточку украшали задником из куска среднеазиатской шагреневой кожи, которую вырезали фигурно. Делалось это для придания объема и твердости.
— А как выглядели женские сапожки?
— Они делались без отворота, разноцветными, мозаичными, составляли их из кожи от двух до пяти цветов, иногда даже больше. Сшивались тем же швом шелковой нитью, так, что выглядело не как аппликация, где один кусок налезает на другой, а единым гладким полотном. Женские ичиги делали и с твердой подошвой, и с мягкой.
Во второй половине XIX века пожилые женщины чаще носили мягкие ичиги с галошами, а молодежь – на твердой подошве, чтоб без галош. Это было связано с влиянием городской моды. Кожаные сапожки носили и мужчины, и женщины, и дети. И региональных вариантов ношения ичигов было множество. Вот, например, упоминавшийся уже Николай Иосифович Воробьев утверждал, что у мишарей, это одна из этнотерриториальных групп татар, ичиги носили только духовенство и женщины, а мужчины ходили в русских сапогах с твердой подошвой. Но видов женской кожаной обуви было немало: туфли на каблучке, остроносые ботиночки с вышивкой, особые кожаные туфли, у которых носок и пятка делались на общей подошве, но отдельно, с выемкой посередине, где они «встречались».
Модные тенденции
— Вы упомянули о влиянии городской моды, получается, что даже более 100 лет назад думали не только про функционал обуви?
— Конечно! Это тоже один из стереотипов, что желание соответствовать каким-то трендам — лишь современное явление. Помните, как у Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Оксана мечтает о черевичках как у императрицы? В конце XIX — начале XX века деревня начинает очень сильно меняться именно под влиянием городской моды. Крестьяне уходили в города на отхожие промыслы и, возвращаясь, приносили различные предметы быта. Например, появились в деревнях стулья, комоды, кровати, шкафы. До того ведь были только лавки, полати, нары. То же самое происходит и с костюмом. Появляются сапожки и ботиночки с подошвой, которую гвоздиками подбивали, и на шнуровке разного вида. Для деревенских модниц это были очень желанные подарки, их заказывали тем, кто ехал в город, их ждали.
— То есть мода повлияла именно на женский костюм?
— Ну почему же, мужской костюм быстрее изменялся под влиянием городского костюма – именно мужчины уходили на отхожие промыслы. Например, в определенный момент становятся модными мужские сапоги со сборками, это когда голенища сапог до самого верха делают в мелкую гармошку. Если у тебя сборы до колена, то ты просто модник! Существовали разные варианты ношения такой обуви. У мордвы модно было верх сапога обшивать красным сафьяном, а на пятку, с тыльной стороны, гвоздиками набивали изображение бабочки. Конечно, кожаная обувь дорого стоила, но она имела большое распространение. Вот, например, фотография крестьянина-странника, мордвина, и он в кожаных сапогах.
Дорогие валенки и галоши
— А что относилось к третьей группе — валеной обуви?
— В первую очередь это, конечно, валенки. Если лапти могли плести практически все, а кожаную обувь делали только специалисты, то валенки занимали нишу где-то посередине. Помню, моя бабушка рассказывала, как они занимались изготовлением валенок в деревне. Но чаще все-таки войлочную обувь покупали, и была она тоже недешевой. Например, кукморские валенки — наш давний знаменитый бренд — стоили дорого и ценились высоко. Их делали черными и белыми, с узорами. Встречалась обувь и комбинированная, например, голенище, изготовленное из сукна, а башмак кожаный. У тюркских народов этот вид обуви был распространен.
Есть в музее изображение высоких цветастых, с геометрическим узором русских карпеток-вязанок, что-то вроде высоких гетр, притороченных к небольшим кожаным туфлям. Такие и сейчас выглядели бы модно! И, кстати, возвращаясь к теме моды, ведь в начале ХХ века появляются резиновые блестящие галоши! Эта дорогая обувь сразу становится очень модной, помимо того, что она была очень практичной, о ней мечтали, ездили специально на ярмарки, чтобы приобрести.
— Действительно, когда узнаешь больше о том, как жили, одевались и обувались представители разных народов в прошлом, рушатся многие стереотипы, и не только тот, что все русские ходили в лаптях, а татары в сапогах! Оказывается, было много разной обуви, и понятие моды было не чуждо людям 150 лет назад. Но самое главное, благодаря этим знаниям и экспонатам начинаешь гораздо больше понимать саму ментальность наших предков.
— У нас в музее есть специальное занятие для школьников «Обувь разных народов». Когда ребята приходят, видят лапти вживую, трогают их (у меня есть мой собственный экземпляр, не из музейных коллекций, и я разрешаю им повертеть его в руках), они испытывают что-то вроде шока! Это все производит на них большое впечатление: «Вот, оказывается, как наши предки жили!» Они ведь слово «лапти» слышали, а что это такое, не представляли совсем. И когда они видят, как много общего есть у наших народов, надеюсь, понимают, что делить нам нечего…