(16 апреля 2018) Этнический туризм не только в Мордовии, но и в России набирает популярность. Ни одна страна в мире не может «похвастаться» таким разнообразием народов, обычаев и традиций, мест, которые стоит посетить. Например, открыть для себя уникальный и богатый мир мордовской национальной культуры.
Итак, если вы житель, который решил узнать о своем родном регионе больше, или гость Республики Мордовия, то данные туристские и культурные достопримечательности будут, определенно, интересны!
- С. Старая Теризморга
В с. Старая Теризморга находится один из самых известных мордовских культурных центров − Мокшанский центр национальной культуры, который начал работать в 1992 г., и с годами приобретал новые самобытные оттенки. В 2007 г. в селе создали этнографический музей под открытым небом — «Крестьянскую усадьбу». Это особое место, пропитанное настоящим мордовским духом, позволяет переместится в прошлое финно-угорского народа.
Если предстать перед видом «Крестьянской усадьбы», то поэтапно воссоздается картина жизни мордовской крестьянской семьи: вот их деревянный дом с резными рамами и узорчатым крыльцом, а рядом стоит колодец, благодаря которому в доме всегда была чистая грунтовая вода, и весь этот крестьянский мир охватывает небольшой деревянный забор.
Внутри музейного комплекса можно увидеть вышивки, национальные костюмы и многое другое. А чтобы полностью погрузить гостей в мордовский колорит, здесь их встретят со старинными мокшанскими песнями, напевы которых уже разлетелись по Венгрии, Финляндии, Эстонии.
На память о посещении можно приобрести изготовленные здесь же изделия народных промыслов, кроме того, на мастер-классах можно увидеть своими глазами их процесс «появления на свет».
- С. Подлесная Тавла
Многие уверены, что именно здесь живут лучшие в Мордовии резчики по дереву. Визитная карточка этого эрзянского села – тавлинская игрушка с особенным колоритом.
В селе работает Подлесно-Тавлинская экспериментальная детская художественная школа, где по сей день с самого раннего возраста готовят будущих хранителей мордовской культуры. Школа с момента основания выпускает династии умельцев резьбы по дереву.
Есть и школьный музей, в котором выставлены как игрушки, так и изготовленные здесь же музыкальные инструменты. Если очень повезет, или заранее об этом позаботитесь, есть шанс попасть на фестиваль ландшафтной скульптуры по эпосам финно-угорских народов «Раськень ойме» («Душа народная»), который проходит в Подлесной Тавле.
С целью возрождения эрзянской национальной культуры, сохранения и развития народных, художественных и духовных традиций был создан Союз мастеров — «Эрьмезь». Название для своей организации резчики позаимствовали из эрзянской эпической поэмы, в которой главный персонаж произведения — мастер на все руки, передающий свои знания и умения ученикам.
Союз «Эрьмезь» создал в своем родном селе эрзянский культурный центр «Этно-кудо» имени В. И. Ромашкина, сохранивший образ дома, где жил народный деятель.
В Доме-музее собраны предметы быта эрзян. А забор украшен разноцветными ленточками. Каждая из них – память о госте, побывавшем здесь. Не забудьте привязать и свою.
В. И. Ромашкин известен еще и как создатель группы «Торама». Идеей создания ансамбля стало огромное желание музыканта-этнографа возродить великое песенное наследие мордвы. «Торама» занимается не только исполнением мокшанских и эрзянских многоголосных песен, но и инсценировкой мордовских обрядов.
Кстати, 6 сентября в селе Подлесная Тавла ежегодно проходит фестиваль народной песни «Торамась терди».
- С. Урусово
А вот скажите, сколько в России музеев валенок? Четыре. И один из них находится на севере Мордовии, в с. Урусово Ардатовского района.
Валенки — эта обувь настолько знакома и привычна, что не нуждается в описании. В представлении же иностранцев они давно слыли неофициальным символом нашей страны. Валенки так прочно вошли в наше сознание, что, кажется, существуют испокон веков как у русских, так и у мордвы. Валяльный промысел в Мордовии ранее носил сезонный характер, крестьяне занимались им в осенне-зимний период, когда все сельскохозяйственные работы были завершены. А сейчас это круглогодичное занятие умельцев.
Ежегодно в с. Урусово изготавливают где-то 15 тысяч пар валенок. Валяют их из овечьей шерсти, и считаются они обувью хоть и добротной, но дорогой. Трудоемкий процесс валяния выполняется в основном мужчинами.
Этим ремеслом местные жители села занимаются уже не одну сотню лет. Валяние валенок — это образ жизни большего числа местных жителей. Деятельность урусовцев превратила мордовскую глубинку в известный на всю Россию бренд «Урусовские валенки».
В селе также создан музей как памятник традиционному промыслу местных эрзян. Конечно, все экспонаты ими и выполнены. От валенка большого размера, в котором свободно может уместиться ребенок, до крошечных валеночек, служащие женскими сережками. Нередко эта валяльная продукция украшается геометрическим орнаментом; интересны отдельные вышитые детские валенки, напоминающие домашних животных.
Для посетителей музея местные ремесленники прямо в музее показывают технологию данного ремесла. Кстати, здесь же можно сделать заказ на их изготовление. Мастера могут выслать эту «нестареющую обувь» по почте
- С. Вадовские Селищи
Вадовские Селищи — мокшанское село, центр сельского поселения в Зубово-Полянском районе. Название производное от слова селище — остаток древнего укрепленного поселения. Ежегодно на обширных лугах Вадовских Селищ в день Святой Троицы проходит праздник Акша Келу, или Белой березы.
Мордовский народ с древних времен живет среди лесов, широких степей и по сей день сохраняет равновесие с природой. Образ Келу (Березы) является центром мироздания у мордвы. Келу соотнесено со всеми тремя мирами: подземным (миром умерших), верхним (миром мифологических покровителей) и земным (соединяющим миром).
По давней традиции в праздник Акша Келу с раннего утра собираются женщины в праздничных национальных костюмах и поют песни на мордовском языке, восхваляя солнце, березу. Богатое угощение, песни и танцы — обязательная, но далеко не главная часть праздника. Основное здесь — старинная борьба на поясах. По правилам на песчаную круглую площадку выходят 2 борца. Схватившись за пояса, они стремятся уложить друг друга на землю. Побеждает тот, кто выигрывает две схватки из трех. В конце состязания выходит борец «на любока», который меряется силой с любым из претендентов на победу.
Одна из легенд истоков состязаний заключается в том, что якобы кто-то из жителей этого села встретился в лесу с медведем, а потом показал, как бороться с ним сыну, а сын — своим друзьям. С тех пор и пошла традиция.
Сопутствуют борьбе на поясах соревнования и показательные выступления представителей других видов спорта: от мотогонщиков до парашютистов.
Акша Келу также можно назвать праздником землячества. В этот день сюда съезжаются все, кто когда-то здесь родился и просто жил. Но, несмотря на это, жители рады всем, желающим глубже понять душу мордовского народа.
Сюда можно приехать с палаточным лагерем и, после насыщенногояркими эмоциями дня, смотреть, как прячется солнце, и все село освещается яркой луной и многочисленными звездами, которых хорошо видно в отдаленном от города месте.
- С. Лесное Цибаево
Село Лесное Цибаево станет путеводителем в историческое прошлое мордвы. В местном Доме культуры развернулась большая выставка экспонатов, свидетельствующих об истории мордовского народа. Экспозиция включает в себя не только предметы быта, орудия труда и украшения, но и книги, куда заботливые хозяйки записывали рецепты мордовских блюд, поэтому многие яства приготовляются по старинным рецептам.
Каждый желающий может поучаствовать в гастрономических мастер-классах и получить навыки приготовления пачат и вкуснейшей позы, которую пили предки мордвы более 100 лет назад.
Пачат — блины, приготовленные на основе пшенной муки, получаются пористыми, нежными и, несмотря на их объемность, очень воздушными, а самое главное, сытными и вкусными.
Пышность создается также за счет дрожжей. Каждый горячий Пачат смазывается сливочным маслом, поэтому блины просто тают во рту. Подается мордовский кулинарный изыск, как правило, с обилием меда, сиропа или ягод. Кстати, «пачат» в переводе с эрзянского языка означает «блин». На мордовском столе обязательным является присутствие позы — это напиток похож на квас, но приготовлен из сахарной свеклы, в жаркий день прекрасно утоляет жажду.
Центром всего действа здесь станет царица дома — печь: та самая, в которой древняя мордва готовила еду и, на специальном месте, спала. Даже сейчас во многих деревенских домах её можно увидеть. Именно в печи будут готовятся знаменитые мордовские блюда для гостей. Мастер-класс превратится в настоящее кулинарное искусство.